КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВИДЕО - И ЗВУКОЗАПИСЕЙ
В современной следственной и судебной практике часто встречаются ситуации, в которых возникает необходимость в производстве криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей. Особенно часто подобные ситуации возникают в процессе расследования уголовных дел, связанных с терроризмом, вымогательством, шантажом, коррупцией, угрозой жизни и здоровью граждан.
Предметом экспертизы видео- и звукозаписей является установление фактических данных, связанных с
обстоятельствами дела, подлежащими доказыванию, посредством исследования зафиксированных на видеофонограммах событий.
Объектом исследования является система, состоящая из источника информации в виде звука и/или видео и материального носителя информации, например, оптические диски, флэш-накопители и т. д.
Данный род судебной экспертизы входит в класс криминалистических экспертиз и подразделяется на два вида:
криминалистическая экспертиза видеозаписей и криминалистическая экспертиза звукозаписей.
Предметом экспертизы видео- и звукозаписей является установление фактических данных, связанных с
обстоятельствами дела, подлежащими доказыванию, посредством исследования зафиксированных на видеофонограммах событий.
Объектом исследования является система, состоящая из источника информации в виде звука и/или видео и материального носителя информации, например, оптические диски, флэш-накопители и т. д.
Данный род судебной экспертизы входит в класс криминалистических экспертиз и подразделяется на два вида:
криминалистическая экспертиза видеозаписей и криминалистическая экспертиза звукозаписей.
Исследование видео- и звукозаписей требует от эксперта специальных знаний во многих областях науки. Спецификой криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей является комплексность проводимого исследования, что делает необходимым включение в состав комиссии экспертов специалистов с различным базовым образованием. Это позволяет провести полный и всесторонний анализ представленного материала и свести к минимуму возможность
экспертной ошибки.
В настоящее время данная экспертиза представлена следующими экспертными специальностями:
7.2 «Исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей»;
7.3 «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей» (модуль 4 «Техническое
исследование видеозаписей»);
7.4 «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей» (модуль 5 «Исследование
видеоизображений для определения временных и пространственных характеристик»).
экспертной ошибки.
В настоящее время данная экспертиза представлена следующими экспертными специальностями:
7.2 «Исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей»;
7.3 «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей» (модуль 4 «Техническое
исследование видеозаписей»);
7.4 «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей» (модуль 5 «Исследование
видеоизображений для определения временных и пространственных характеристик»).
Вопросы, которые решаются в рамках экспертной специальности 7.2 «Исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей»:
• Имеются ли на фонограмме «имя файла» признаки изменений, внесенных во время и/или после завершения процесса записи?
• Имеются ли на фонограмме «имя файла» нарушения непрерывности? Если имеются, то определить, возникли они
в процессе записи или после её окончания? Каковы шумы акустической обстановки, слышимой на фонограмме «имя файла»?
• Производилась ли запись фонограммы «имя файла» непосредственно на предоставленный носитель или фонограмма была скопирована на него после завершения процесса записи?
Для обеспечения полноты и всесторонности исследований по вышеуказанным вопросам при назначении экспертизы необходимо предоставление устройства записи, использовавшегося при создании исследуемых фонограмм (на которое производилась запись).
Вопросы, которые решаются в рамках экспертной специальности 7.3 «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей» (модуль 4):
• Имеются ли на видеограмме «имя файла» признаки изменений, внесенных во время и/или после окончания
звукозаписи?
• Имеются ли на видеограмме «имя файла» нарушения непрерывности? Если имеются, то определить, возникли они в процессе записи или после ее окончания? Производилась ли запись видеограммы «имя файла» непосредственно на предоставленный носитель или видеограмма была скопирована на него после завершения процесса записи?
• Изготовлена ли видеограмма «имя файла» на предоставленном на исследование записывающем устройстве?
Для обеспечения полноты и всесторонности исследований по вышеуказанным вопросам при назначении экспертизы необходимо предоставление устройства записи, использовавшегося при создании исследуемых видеограмм (на которое производилась запись).
• Имеются ли на видеограмме «имя файла» признаки изменений, внесенных во время и/или после окончания
звукозаписи?
• Имеются ли на видеограмме «имя файла» нарушения непрерывности? Если имеются, то определить, возникли они в процессе записи или после ее окончания? Производилась ли запись видеограммы «имя файла» непосредственно на предоставленный носитель или видеограмма была скопирована на него после завершения процесса записи?
• Изготовлена ли видеограмма «имя файла» на предоставленном на исследование записывающем устройстве?
Для обеспечения полноты и всесторонности исследований по вышеуказанным вопросам при назначении экспертизы необходимо предоставление устройства записи, использовавшегося при создании исследуемых видеограмм (на которое производилась запись).
Типовые вопросы, которые решаются в рамках экспертной специальности 7.3 «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей» (модуль 5):
1. Улучшить изображение на видеозаписи.
2. Произвести раскадровку видеозаписи в указанном временном
диапазоне.
3. Имеются ли следы и признаки монтажа на представленных на
исследование видеофайлах?
4. Является ли предоставленный к исследованию телефон устройством
для записи имеющегося в нем звукового файла с именем «Голос 004»?
5. Определить размеры объекта на видеозаписи или фотоснимке.
6. Каково время движения ТС с момента возникновения опасности до
момента столкновения?
7. Какова скорость ТС или пешехода в указанный момент?
8. На каком расстоянии от места наезда на велосипед находился авто-
мобиль в момент начала маневра велосипеда влево?
9. Какое время в пути находился пешеход с момента его выхода на
проезжую часть до наезда автомобилем?
10.Сколько времени прошло с момента включения запрещающего
движение сигнала светофора до момента столкновения транспортных
средств?
11.Определить место столкновения автомобилей.
12.На каком расстоянии от места столкновения находился автомобиль No1
в момент начала поворота автомобиля No2?
13.Успел ли автомобиль в ходе своего маневра покинуть половину
проезжей части к моменту столкновения?
14.На каком расстоянии от места столкновения находился автомобиль в
момент возникновения опасности?
15.На какой полосе движения произошло столкновение автомобилей?
16.Какое положение по ширине проезжей части занимал автомобиль в
момент наезда на пешехода?
17.На какой сигнал светофора водитель автомобиля пересек дорожный
знак 6.16 «Стоп-линия»?
18.На каком расстоянии от дорожной разметки 1.12 (стоп-линия) нахо-
дился автомобиль в момент включения желтого сигнала светофора?
19.Какое расстояние разделяло автомобили No1 и No2 в момент, когда
автомобиль No3, поворачивающий налево со встречного для
автомобиля No1 направления, перестал ограничивать обзорность?
20.Каково время опасного перемещения пешехода с момента изменения
темпа движения (с шага на бег) до момента наезда?
21.Какова последовательность столкновений автомобилей?
22.Установить был ли подан левый сигнал поворота водителем
управлявшим транспортным средством?
23.Каково было взаимное расположение транспортных средств в какой
либо момент?
24.Установить траекторию движения ТС.
25.Выполняло ли ТС какой либо маневр в указанный промежуток
времени?
2. Произвести раскадровку видеозаписи в указанном временном
диапазоне.
3. Имеются ли следы и признаки монтажа на представленных на
исследование видеофайлах?
4. Является ли предоставленный к исследованию телефон устройством
для записи имеющегося в нем звукового файла с именем «Голос 004»?
5. Определить размеры объекта на видеозаписи или фотоснимке.
6. Каково время движения ТС с момента возникновения опасности до
момента столкновения?
7. Какова скорость ТС или пешехода в указанный момент?
8. На каком расстоянии от места наезда на велосипед находился авто-
мобиль в момент начала маневра велосипеда влево?
9. Какое время в пути находился пешеход с момента его выхода на
проезжую часть до наезда автомобилем?
10.Сколько времени прошло с момента включения запрещающего
движение сигнала светофора до момента столкновения транспортных
средств?
11.Определить место столкновения автомобилей.
12.На каком расстоянии от места столкновения находился автомобиль No1
в момент начала поворота автомобиля No2?
13.Успел ли автомобиль в ходе своего маневра покинуть половину
проезжей части к моменту столкновения?
14.На каком расстоянии от места столкновения находился автомобиль в
момент возникновения опасности?
15.На какой полосе движения произошло столкновение автомобилей?
16.Какое положение по ширине проезжей части занимал автомобиль в
момент наезда на пешехода?
17.На какой сигнал светофора водитель автомобиля пересек дорожный
знак 6.16 «Стоп-линия»?
18.На каком расстоянии от дорожной разметки 1.12 (стоп-линия) нахо-
дился автомобиль в момент включения желтого сигнала светофора?
19.Какое расстояние разделяло автомобили No1 и No2 в момент, когда
автомобиль No3, поворачивающий налево со встречного для
автомобиля No1 направления, перестал ограничивать обзорность?
20.Каково время опасного перемещения пешехода с момента изменения
темпа движения (с шага на бег) до момента наезда?
21.Какова последовательность столкновений автомобилей?
22.Установить был ли подан левый сигнал поворота водителем
управлявшим транспортным средством?
23.Каково было взаимное расположение транспортных средств в какой
либо момент?
24.Установить траекторию движения ТС.
25.Выполняло ли ТС какой либо маневр в указанный промежуток
времени?
26.ТС находится в движении или покое в указанный промежуток
времени?
27.Как изменялась скорость автомобиля?
28.Был ли включен в автомобиле указатель поворота? Если да, то на
каком расстоянии от момента соударения указатель поворота
включился?
29.Пересекал ли автомобиль No1 сплошную разделительную полосу при
выполнении маневра обгона автомобиля No2?
30.Было ли изменение скоростного режима у автомобиля?
31.Где находился пешеход в момент включения зеленого сигнала све-
тофора для транспортных средств, регулирующих движение ул.
Советская г. Тамбова?
32.Возможно ли определить по видеозаписи государственный
регистрационный знак автомобиля?
27.Как изменялась скорость автомобиля?
28.Был ли включен в автомобиле указатель поворота? Если да, то на
каком расстоянии от момента соударения указатель поворота
включился?
29.Пересекал ли автомобиль No1 сплошную разделительную полосу при
выполнении маневра обгона автомобиля No2?
30.Было ли изменение скоростного режима у автомобиля?
31.Где находился пешеход в момент включения зеленого сигнала све-
тофора для транспортных средств, регулирующих движение ул.
Советская г. Тамбова?
32.Возможно ли определить по видеозаписи государственный
регистрационный знак автомобиля?